17:31

Это даже лучше, чем Леонкавалло!
Краткий университетский курс, царство ему небесное, научил меня уважать совокупный опыт человечества, поэтому я не стала думать в сторону: "Наверное, все идиоты и повторяют друг другу всякую фигню, а я самая умная и на неё не поведусь".

Где-то я читала, что человек воспринимает как красивое - более лёгкое для восприятия, а более лёгкое - это значит, чтобы не дёргаться взглядом туда и сюда, осваивая визуальную информацию, а пройти легко и без усилий, по предуготованной художником траектории.

Так или нет, но для меня композиция - это всё. Это интерактив - то, что берёт твой фокус внимания и продуманно ведёт его, преодолевая заклятие остановленным временем: создаёт вектор, линейность, рассказывает кульминирующую и разрешающуюся историю.

Один из мелких, но занозой сидевших во мне вопросов, например, связан со знаменитым Гольбейновским чуваком в мехах (я знаю, что эта картина называется по-другому, и у чувака в мехах даже есть имя собственное - неожиданно для меня, но я его не помню, так что пусть будет чувак в мехах, ладно?). Помните, у него золотой (допустим) медальон на шее наполовину завалился за борт ...ну пусть будет - камзола. И мне эта деталь на репродукциях никогда не давала покоя: ну как так? парадный портрет всё-таки. Уж можно было бы вытащить и повесить на пузо весь медальон целиком.

Однако проведя носом по оригиналу, я обнаружила, что со мною грамотно играют. Во-первых, это этюд про мех. Я просто физически чувствую, как по-скорняцки интересно было художнику решить эту норку, со всеми её потёртостями. Во-вторых, норка у нас по бокам двухфокусной картины: внизу могучие руки в перчатках и с кинжалом - первый фокус, куда попадает любопытный взгляд, рассматривая шитьё и ковку, потом по норке дугообразно поднимается вверх и встречается с бородатым лицом и пронзительным no-nonsence взглядом.

Может, конечно, приличные люди идут и в обратной последовательности: от лица к рукам с кинжалом по дугам рукавов и меха. Но я знаю точно, куда глаза не идут: они не идут сверху вниз вертикально (медальон, пуговицы) - не "срезают" этого кружного движения глаз вверх и вниз по кольцу рук и меха. Медальон спрятан, чтобы пригасить его потенциал как eye-catcher'а. И если вы приглядитесь, то увидите, что с вертикальным рядом золотых пуговиц та же история: некоторые застёгнуты только наполовину, только полпуговицы вытарчивает из петли. Когда я увидела эти пуговицы, мне хотелось кричать "Ватсон, мы на верном пути!"

Как правило, движение моих глаз по многофигурной композиции ведут направления взглядов и движения рук персонажей. И чтобы принять участие в этой игре, достаточно, в принципе, и приличных репродукций. Но в Дрездене я поняла, что обязательно надо встречаться с оригиналами, потому что ту же роль - ведения глаз по плоскости - играет цвет. А вот его репродукции искажают. Не радикально, но достаточно, чтобы ведение прервалось и история осталась недорассказанной.

Так вот, Сикстинская мадонна.

Во-первых, она идёт. И дело не только в парусе её покрывала и полёте платья. В оригинале также есть то, чего не передают иллюстрации: несколько основных цветов играют разными оттенками: ближе - светлее, дальше - темнее, это движение можно видеть только на живой картине.

Во-вторых, читать дальше

Комментарии
23.10.2018 в 18:10

Не BBC меня.
лайк! :up:
23.10.2018 в 18:38

Это даже лучше, чем Леонкавалло!