Составляла дорогому гостю культурную программу и невнезапно отчетливо сформулировала разницу между Петербургом и, допустим, Осло.
В Осло раз в некоторое иногда происходит что-то.
Остальное время разморено тянется прохладным летом среди мускулистых одуванчиков.
В Петербурге постоянно происходит все.
И как это все упихать в краткие два-три дня обычного визита, совершенно неясно: мечешься между фестивалем VR, Эрартой, Артбанкой, Молодежкой, Этажами, Голландией, фестом уличных театров, сунулся во Фриду, забежал в сидр и нэнси на минуточку, выбежал на набережную - уже мосты развели. И в спокойной воде поблескивают отражения распахнутых створов. И ты такой - ну слава богу, посижу минутку спокойно. Сидишь на парапете, смотришь на кораблики, ветер доносит смех, по волнам прыгают блики, Исакий отражается...
На форуме, где я искала норвежский учебник, сцепились, как обычно - женщины, им же только дай, - ноющие "в Норвегии скуууууучно" пустые бесполезные вертихвостки, способные если только интерьер украсить, собой, и румяные умнички в фартучках: "не понимаю, а что вам надо?" В том-то и дело, милая, в том-то и дело. Не понимаете.
Я тоже не понимаю. Из какого полыхающего ада надо уехать, чтобы ежедневное "зато чистенько и булочник здоровается" стало достаточно? И достаточно - для чего? Жить-то чем, булочками?
"Некогда и нет сил" - это препятствие гораздо серьезней. Вдруг оказалось, быть человеком - это не состояние по умолчанию, а ресурсоемкое и целенаправленное занятие; деятельность, требующая сил, времени, иногда даже денег (но реже и обычно небольших). Не дать себя изнурить; зарезервировать 10% от всего на то, чтобы стать/быть человеком - думаю, в этом смысл и шаббата, и традиционной церковной десятины. Хорошо бы помнить, что хронически изнуренному существу, существу без запаса времени и сил, человеком быть труднее. И постараться не быть таким существом или как минимум резервировать ресурсы.
В этом смысл и суть совершенно любого действия: его результат лежит исключительно внутри, мерить его осмысленность внешней эффективностью - одна из ловушек, с помощью которой культивируется выученное бессилие.
Опыт выученного бессилия приводит к тому, что на бытовом уровне, на уровне крошечных повседневных социальных ситуаций, становится трудно различать, когда сценариев действия у тебя действительно нет, и таких, где сценарий есть, но ты так привык к его отсутствию, что воспользоваться им неловко и некогда.
О том, как быть человеком в ситуации, когда сценария нет, мнения расходятся. По-любому имеет смысл осознать, что если ни fight, ни flight невозможны, то это просто физиологический стресс; и осознавать как есть, где "осознавать" - ключевое слово.
Э... в пространстве сердца стоит хранить только подлинники. Из подлинников пока удалось найти любовь, ненависть и нужду. Все, что ни то, ни другое и ни третье, - фиктивно. Все, кого в этот сад приводит нечто не сводящееся ни к любви, ни к ненависти, ни к нужде, - просто бестелесные тени на белой стене дня; нет в них ничего, что бы не было обусловлено силой ветра, временем суток, аристотелевой логикой и движением небесных тел.